ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СПОСОБ САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ И ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА
  •  

Официальный сайт Муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения детский сад «Малыш» муниципального образования г. Саяногорск 

 

Использование современных образовательных технологий как способ саморазвития педагогов доу и всестороннего развития ребенка-дошкольника

Использование современных образовательных технологий как способ саморазвития педагогов доу и всестороннего развития ребенка-дошкольника 

            Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного образования, развитие которой в последнее время поднялось на более высокий уровень. Утверждение и введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы ДО повлекли за собой значительные преобразования организации управления, потребовали совершенствования управленческой системы.

            В «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» в качестве одной из основных задач обозначена задача привлечения в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять воспитательно-образовательный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии и информационные системы, воспитывать духовность и нравственность. Очевидно, что тем самым особое внимание уделяется профессиональной компетентности современного педагога.

            Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к саморазвитию, которая проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

            Основными критериями саморазвития педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ.

            Актуальными для обогащения действующих и создания новых методик и технологий всестороннего развития ребенка в свете современных требований представляются направления, связанные с адаптированием к специфике детского возраста теории решения изобретательных задач (ТРИЗ), компьютерной среды, эвристического обучения, математического моделирования, музыкального воспитания, сюжетного обучения, сказкотерапии, которые успешно используются педагогами нашего ДОУ.

            Представленные направления определяют педагогу сопровождающую позицию, т.е. предполагают возможность выбора детьми собственного пути решения образовательных и воспитательных задач и продвижения по нему в соответствии со своими особенностями, ведут к сохранению уникальности, разноуровневости и разноплановости дошкольников в сфере знания.

 

            Пространственное моделирование на базе оригами.

            Оригами – искусство складывания из бумаги. Положения о значимости моделирования из бумаги для эффективного и успешного математического развития ребенка не новы. Различные технологии, использующие оригами, включены в программы школ и дошкольных учреждений многих европейских стран уже более десятилетия назад.

            Моделирование на материале оригами – творческий процесс для педагога. Каждый раз необходимо решать, каков будет игровой сюжет занятия, как вовлечь в них детей, анализировать математический потенциал изделий, выбранных для моделирования. С данной задачей успешно справляется воспитатель Зилеева Алла Анатольевна, которая ведет кружок «Оригами» с детьми старшего дошкольного возраста.

            В занятиях с детьми оригами Алла Анатольевна придерживается следующих технологических правил:

§  Начинает моделирование с простейших фигур, вид которых не слишком абстрактен.

§  Демонстрирует процесс складывания с помощью большого квадрата, одна сторона которого белая, другая – цветная.

§  Всегда правильно использует математические термины, связанные с моделированием.

§  На первых занятиях демонстрирует процесс складывания без схем, используя сказочный сюжет.

§  Постепенно приучает детей к условным знакам, схемам.

§  Логика построения занятия следующая: моделирование репродуктивное – самостоятельное – творческое.

§  Дает детям задание на дом – просит их складывать те фигурки, которые они научились делать в саду, и дарить их родным, друзьям и близким.

§  Собирает новые фигурки, сложенные детьми самостоятельно, фиксирует их авторство.

 

ТРИЗ и методики развития мышления, воображения и речи ребенка

            Исторической сутью ТРИЗ является целенаправленный поиск решений, совмещенный с отбором из них сильных без сплошного перебора слабых.

            Стремление применять технологии, эффективно развивающие интеллектуальные, сенсорные и творческие способности ребенка, - характерная особенность современных развивающих методик. Важная цель при этом – помочь ребенку в переходе от нерефлексивного к осознанному овладению последовательностью умственных операций, составляющих мыслительный процесс. Внимание педагога акцентировано не столько на необходимости получения ребенком правильного ответа, сколько на понимании того, каким образом его получить.

            Целями адаптирования элементов ТРИЗ к психическому и умственному развитию детей могут быть:

- коррекция и активизация умственных процессов;

- совершенствование познавательных процессов и создание потребности в умственной деятельности;

- развитие творческого потенциала.

Для их достижения педагоги нашего ДОУ воспитатели Подгорнова Елена Николаевна, Мальцева Ирина Григорьевна, Зилеева Алла Анатольевна, учитель-логопед Белоусова Людмила Александровна используют такие методы и приемы ТРИЗ при организации непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям: «Коммуникация/Чтение художественной литературы», «Познание»; «Коррекционная работа», как выделение и разрешение проблемных ситуаций (из любимых произведений детской литературы, детских мультипликационных и художественных фильмов, сказок, рассказов и сюжетных игр); конструирование сказочных персонажей на основе фантограммы («Придумать фантастическое животное»); организация и проведение логических ТРИЗ-упражнений («Поиск общих признаков», «Поиск аналогов», «Третий лишний», «Поиск противоположного объекта»); использование специальных ТРИЗ-игр («Хорош-плохо», «Что во что входит», «Да – нет», «Маленькие человечки»).

 

Образовательная эвристика или АМО в речевом развитии дошкольников

            В отличие от развивающего обучения, в основе которого лежит акцентуация учебной деятельности, направленной на совершенствование теоретического мышления или всестороннее развитие, эвристика акцентирована не только на становление воспитанника, но и на развитии всех компонентов его образовательной траектории.

            Воспитанник ставит свои собственные образовательные цели, открывает знания, производит методологическую и учебную продукцию, чем обеспечивает личностную сущность и значимость, вариативность своего образования.

            Методами эвристики являются когнитивные, креативные методы.

Данные методы эффективно использует в своей работе учитель-логопед Мельникова Зоя Ивановна.

Когнитивные методы.

«Вживание (эмпатия)» – «вселение» ребенка в состояние изучаемого объекта, «очеловечивание» предмета посредством чувственно-образных и мыслительных представлений и познание его изнутри. Педагог помогает этому процессу, применяя словесные рекомендации: «Представь себе, что ты -  буква «А». Какая ты? Для чего ты существуешь? С кем дружишь? Что тебе нравится делать?»

«Образное видение» - эмоционально-образное исследование изучаемого объекта. Предлагается, например, глядя на букву «К», нарисовать, на что она похожа.

«Конструирование понятий и правил» - после предварительной актуализации уже имеющихся у детей представлений по той или иной теме педагог путем сопоставления и обсуждения помогает достроить их до культурных форм и помогает сформулировать правила, связанных с использованием полученных понятий.

Креативные методы

Метод придумывания – способ создания неизвестного ранее продукта. Предлагается сочинить сказку, пословицу, рифму, сюжет и т.д.

Метод «Если бы…»: детям дается утверждение, меняющее привычную картину мира, и предлагается описать результаты такого изменения.

Также Зоя Ивановна предлагает детям старшего возраста следующие задания:

§  «Оживить» каждую букву, нарисовать ее в цвете, изобразить своим телом;

§  Слепить из пластилина или смоделировать из конструктора изученные буквы;

§  Дать собственное определение понятиям «звук», «буква», «предложение» и т.д.

§  Провести игру-соревнование «Поиск изученных букв».

§  Отгадать кроссворд, анаграмму, ребусы.

Эвристический подход позволяет успешно соединить индивидуальную творческую самореализацию всех субъектов педагогического процесса с их коллективной современной работой.

 

Компьютерные среды в познавательном развитии дошкольников

      Тот факт, что на смену индустриальному веку пришел информационный, - объективная реальность. Сегодня материальные и духовные ценности во многом определяются средствами информатизации. Информационные технологии затрагивают все сферы жизни, служат общим и личным интересам человека, направлены на раскрытие его потенциальных возможностей.

            Широкое применение ПК с целью воспитания и обучения детей стало возможным с появлением современных мультимедийных компьютеров, которые работают со следующими видами информации: число; текст (буквы, слова, предложения); звук (звуки, речь, музыка); графика и видео (чертежи, рисунки, картинки, видеофильмы).

            Наиболее важными целями информатизации дошкольного уровня образования в России можно считать:

- повышение эффективности воспитания гармонично развитой личности дошкольника средствами информационных технологий;

- определение эргономических и медико-биологических требований к организации и использованию компьютерных комплексов в детском саду;

-создание для дошкольников системы развивающих компьютерных игр;

- разработка методики применения игровых компьютерных программ для ДОУ, активное внедрение их на практике.

            Уже созданы несколько серий программ для дошкольников, которые условно, в зависимости от педагогической направленности, можно разделить на следующие группы:

- обучающие – имеют предметный характер: к ним относятся элементарные программы, обучающие определенным видам учебных дисциплин (математике, родному и иностранному языку, музыке и т.д.), содержание и ход представленных в них игр четко очерчены;

- развивающие – побуждают детей к творческим самостоятельным играм и общению со сверстниками: дети сами ищут способы решения игровых задач, свободны в выборе сюжетов и средств для их передачи;

- диагностические – позволяют выявить уровень тех или иных умений, способностей, интересов ребенка.

            В определенном смысле любую компьютерную программу можно считать развивающей, если она способствует совершенствованию восприятия, памяти, воображения, мышления.

            Развивающий потенциал компьютерной среды в процессе занятий с дошкольниками использует учитель-логопед Белоусова Людмила Александровна.

            Компьютерная среда «Азбука» представляет собой красочную и увлекательную игру-анимацию, рассчитанную на детей 5-7 лет. Увлекательный сюжет и забавные персонажи. Серьезная методическая база игры. Большое число миниигр и заданий, позволяющих закрепить полученные знания. В игре-анимации «Баба-Яга учится читать» десять игровых заданий помогут  ребенку не путать буквы, понять, как из букв получить слова, а из слов – предложения, потренироваться в составлении слогов, рифм…

             Комплексный математико-речевой характер компьютерной среды «Баба-Яга в плену врага» формирует обобщенные способы учебных действий дошкольников, связанные с решением конкретных задач предматематической и речевой подготовки: помогая коту, который отправился на поиски своей хозяйки  Яги, дети  классифицируют предметы, сравнивают их, решают логические задания, развивают речь.

            Диагностические и развивающие возможности компьютерных сред также использует в своей работе педагог-психолог Соколова Наталья Васильевна. Компьютерная среда «Развитие познавательных психических процессов дошкольников» предназначена для комплексного психического развития детей старшего дошкольного возраста. Она помогает проводить диагностику и коррекционно--развивающую работу с детьми.

 

Мнемотехнология как средство развития памяти ребенка

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным. Цель обучения – развитие памяти (разных видов: слуховой, зрительной, тактильной, двигательной), мышления, внимания, воображения.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рациональнее вводить ее в занятия с детьми 4-5 лет, когда у них накоплен основной словарный запас.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц и мнемодорожек. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная ин­формация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно ре­шает задачи, направленные на:

развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления;

•перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;

развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Обучающие мнемотаблицы по ознакомлению детей с сезонными явлениями природы эффективно использует воспитатель Зауэр Наталья Евгеньевна. При этом основную задачу берет на себя педагог, который показывает и доводит до детей то содержание, которое он вложил в таблицу.

 

Сюжетное обучение в организации творческой деятельности дошкольников

            Всем известно, что особенно в дошкольном возрасте большое значение имеет разнообразие видов деятельности. Поэтому мы используем систему сюжетного обучения, разработанную педагогическим коллективом нашего ДОУ. Как единая целостная система, сюжетное обучение является эффективным средством обучения и воспитания детей на основе более совершенных форм, методов, приемов.

            Главная цель сюжетных дней – воспитание ребенка всесторонне и творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей, психически и нравственно здорового.

            Сюжетный день в детском саду «Малыш» - это день, объединенный одной общей темой. В этом году руководителем творческой группы – лаборатории Гребеньковой Надеждой Александровной в начале года была запланирована  тематика сюжетных дней, посвященная временам года и сезонным изменениям в природе:

§  «Осени именины»

§  «Масленница»

§  «Праздник русской березки».

Методическое планирование сюжетных дней, как правило, включает общую тему и инструкцию проведения сюжетного дня, на основе которой педагог может придумать свой собственный сюжет в контексте дня. В содержании сюжетных дней используются материалы устного народного творчества – сказки, загадки, пословицы, краеведческий материал; широко используется музыкальное сопровождение – классические произведения, русские народные песни, заклички, театрализованные представления.

 

Элементарное музицирование

            Музыкальное воспитание осуществляется в нашем образовательном учреждении с использованием разных методик музыкальными руководителями Иосипенко Верой Евгеньевной и Макаровой Юлией Александровной.

Одной из таких методик является методика Карла Орфа, который считал, что для детей нужна своя, особая музыка. Это не чистая музыка, а музыка, связанная с речью и движением: петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть. Дети приобщаются к музыке, независимо от их способностей; происходит раскрепощение индивидуально-творческих сил, воспитываются навыки творческого ансамблевого музицирования.

Элементарное музицирование дает возможность и шанс каждому ребенку выразить себя: придумать интонацию, изменить придуманное, сыграть, изобразить способ игры, показать в различных движениях, украсить жестом, соединить все вместе, по частям. Исполнение музыки детским ансамблем совместно с педагогом является одной из самых любимых детьми форм музицирования. Оно доставляет им большую радость и эстетическое удовольствие.

 

Сказкотерапия как средство развития речи и эмоционального развития

ребенка – дошкольника

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

            Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.

            Людям свойственно обмениваться историями. Для того, чтобы их рассказать и послушать, мы собираемся вместе. Обмен историями, как и обмен жизненным опытом, - естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому сказкотерапия – естественная форма общения и передачи опыта.

            Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности.

            Как считают многие психологи, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей.

            В своей работе педагоги логопедической группы Подгорнова Елена Николаевна, Зилеева Алла Анатольевна, Белоусова Людмила Александровна используют прием «Решение сказочных задач». Решение сказочных задач – это сбор психодиагностического материала, развитие творческого мышления, воображения. При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Решая сказочные задачи, ребенок совершенствует вербальный язык, то есть учиться доходчиво и правильно формулировать свои мысли, что особенно актуально в работе с детьми логопедических групп с диагнозом «общее недоразвитие речи».

            Воспитатели Свалова Елена Викторовна, Миронова Светлана Анатольевна, педагог-психолог Соколова Наталья Васильевна используют возможности сказкотерапии в эмоциональном развитии детей. Окрашенные положительными чувствами ценности посредством сказкотерапии принимаются ребенком личностно и становятся частью его побудительных мотивов поведения и взаимодействия с другими людьми, основой для самооценки и самоуважения. Разные дети в одной и той же сказке находят именно те смыслы, которые близки и понятны именно им. Так происходит из-за специфических сказочных особенностей, присущих любой сказке, а это: отсутствие нудных назиданий и строгих поучений; неопределенность места действия; возможность идентификации себя с героями сказок; четкое разграничение зла и добра и неукоснительная победа добра над злом.

            Мы частично разделяем мнение других педагогов, что результатом деятельности ДОУ становится готовность ребенка к обучению в школе, которая может быть рассмотрена с позиций как психологических, так и внешних (поведенческих) показателей, однако, полагаем, что правомерно будет целью дошкольного образования назвать разностороннее развитие ребенка, формирование у него общей культуры, целостного представления о мире. Иначе говоря, задача дошкольного образования состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, форсировании сроков перевода его на школьные «рельсы», а в том, чтобы создать ему условия для наиболее полного раскрытия неповторимого возрастного потенциала.

                              Старший воспитатель Орлова Л.Ф.

 

Дата последнего обновления страницы 04.10.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»