Воспитание интереса к истории русских традиций через совместную работу с семьей.
  •  

Официальный сайт Муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения детский сад «Малыш» муниципального образования г. Саяногорск 

 

Воспитание интереса к истории русских традиций через совместную работу с семьей.

 

   

     Зауэр Наталья Евгеньевна, воспитатель I категории,                                       

  МБДОУ детский сад «Малыш» р.п. Черёмушки

26.02.2018г.

 

ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА К ИСТОРИИ РУССКИХ ТРАДИЦИЙ

ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ С СЕМЬЕЙ

Мы должны детей своих с пелёнок

В духе патриотов возрастить,

В красоту и ширь страны влюбленных,

Чтоб хотелось им в России жить.

Это можно, это нужно делать,

Если не хотим скатиться вниз.

Так давайте же, друзья, на свете

Каждым человеком дорожить!

В настоящее время в семьях уделяется мало внимания вопросу воспитания гражданственности и патриотизма. Эта проблема актуальна, поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей  родителей. Именно от совместной работы, от единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастает ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности.

Перед нами стоят задачи:

1.         Продолжать знакомить детей с традициями русского народа.

2.         Поддерживать интерес к устному народному творчеству.

3.         Желание принимать участие в совместных мероприятиях.

Детскому саду и семье необходимо выступать в роли взаимодополняющих друг друга полноценных субъектов воспитания ребёнка, чтобы лучше увидеть их слабые места. Семья всегда была и остается жизненно важной средой для сохранения и передачи ребенку социальных и культурных ценностей.

Прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен научиться сопереживанию. А для этого ребенка надо научить уже с детства волноваться чужим печалям, радоваться радости другого, проявлять заботу, оказывать посильную помощь близким людям – членам семьи.

Известный педагог В.А. Сухомлинский отмечал: «В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств». Первую школу добрых чувств дети проходят в семье. Семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение.

Условия:

В формировании нравственных чувств ребенка решающее значение имеют условия жизни к семье, взаимоотношение родителей и их отношение к ребенку. Когда между родителями устанавливаются теплые, дружеские отношения, дети чувствуют себя счастливыми. Они становятся более спокойными, ласковыми и открытыми, менее капризными.

Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. У них свои собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников, обряды. Их объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Устройство их семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом они творят уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к ним от родителей, какие-то они создают сами. Они прекрасно понимают, что соблюдение традиций – это путь к единению семьи. Традиции в переводе с латинского - передача, т.е. передаётся от одного поколения к другому.

Опыт работы:

Начиная с младшей группы, мы уделяем большое внимание социально-эмоциональному развитию личности ребенка, стараемся создать психологически благополучную среду в группе, где малыш находится весь день. Семья является для малыша своеобразным, эмоциональным тылом. Тип эмоциональных отношений с матерью сильно влияет на характер ребенка. Поэтому очень важно воспитателю расположить к себе матерей. Для этого в нашей группе проводятся «Дни открытых дверей», «Концерты для милых мам», «Семь-7 Я», где подчёркиваем огромную роль нравственного воспитания, отмечаем те семьи, в которых практикуются совместные дела родителей с детьми (прогулки, выходы на природу, труд и т.п.). Родители обмениваются опытом семейного воспитания детей. Эти встречи проходят в Семейной гостиной, где организован процесс общения и есть возможность для творческих проявлений участников взаимодействия, как взрослых, так и детей. Тема встречи «Материнская любовь» (ко дню матери ср. гр.), после традиционных стихов и песен был проведен «Конкурс бутербродов». Каждая мама вместе со своим ребёнком проявили творчество и фантазию. А бабушки поделились рецептами приготовления пирогов и других блюд из муки. Оформили альбом рецептов и продолжаем с детьми пополнять знания и умения в области кулинарии. Учились готовить морковно-яблочный салат, винегрет, экзотический салат (фруктовый), солили капусту. Всеми приобретёнными знаниями дети делятся дома, а мамы и бабушки передают свой жизненный опыт.

Мы стараемся поддержать любовь, внимание, сочувствие к маме, папе, бабушке, дедушке, сестрам и братьям, сверстникам. Дети приносят свои семейные фотографии и рассказывают о своих родных. Оформляется фотоальбом, к которому ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи.

С какой гордостью они рассказывают о себе и своих родителях. «А это мы с папой и мамой в зоопарке», - говорит Лиза. И с восторгом рассказывает о том, кого они там видели, а Настя замечает: «Посмотрите, какая у меня красивая мама. Это мы в Красноярске». «А мы на отдыхе всей семьёй» - замечает Миша и т. п. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику.  

Общение с взрослыми – самый мощный источник радостных переживаний для малыша. Вот почему наши дети с нетерпением ждут таких вечеров и спрашивают: «А когда у нас еще будет такой праздник?». Родители же благодарны нам за полученное удовольствие от общения с детьми и друг с другом. Они как бы вновь открывают для себя своих детей. Не забыть, с какой торжественностью прошёл праздник «Осенины», где демонстрировались изготовленные вместе с мамой и ребенком осенние шляпки, каждой шляпке была присвоена номинация: «Мисс ветер», «Осенняя фантазия», «Осенний хоровод». Глаза светились от радости и счастья. С удовольствием дети слушали русскую народную песню «Калинка», дарили радость другим.

С большим волнением проходят встречи ко дню пожилого человека «Бабушка рядышком с дедушкой», «Бабушка милая моя, на тебя похожей буду я». Наши милые бабушки с большим удовольствием делятся рецептами приготовления национальных блюд, бабушка Ани В. – демонстрирует своё рукоделье, бабушка Вики – рассказывает о путешествиях, а Катина бабушка – рассказывает о вещах, сохранивших ценность для семьи в течение нескольких поколений. Именно в семье, состоящей из людей нескольких поколений, сохранились народные традиции и создаются новые, отвечающие современным нуждам.

С большой радостью проходит подготовка к Новому Году. Дети вместе с родителями готовят украшение в группу, а мамы беседуют о проведении предстоящего праздника. Каждый год проводим новогоднее анкетирование: как семь празднует Новый год, какой сюрприз с подарками, в каком костюме вы хотели бы видеть своего ребёнка. Дети очень любят делиться впечатлениями, и мы рады Рождественским встречам, которые проходят в дружеской домашней обстановке, где каждая семья разучивают колядку, знакомимся с обычаями русского народа, поддерживаем интерес детей к устному народному творчеству. Дети с волнением готовятся к таким встречам, готовят «Рождественский пирог» и угощают родителей.  Делают изделия из солёного теста, а потом их расписывают гуашью. К таким встречам как «День именинника» учимся заваривать чай и сервировать праздничный стол.

Каждому ребёнку хотелось встретить и рассказать о папе или дедушке на вечере досуге ко Дню защитника Отечества. Чтобы именно мой папа рассказал о службе в Армии, насколько армейская дружба крепка. Дети испытывали радость т гордость за своего папу, когда проводились «Веселы старты» и рассказы о том, как мужчины дорожат своими дамами.

Как приятно и трогательно поздравить маму цветочком, который посадили и вырастили своими руками. Сшить и подарить сердечко, в котором теплота и любовь к близкому человеку. Участвуя в таких праздниках и развлечениях, и дети, и родители приобщаются к истокам народного творчества, к истории своего народа, его традициям. Полученные на тематических утренниках и других досуговых мероприятиях знания позволяют подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.

Чем старше мы становимся, тем трепетнее относимся к вещам, которые подарили нам мамы или бабушки. А в нашей группе стало традиционным дарить на новоселье группы подарки. Семья Гаманович подарили старинный самовар и зеркало на красивой подставке. Семья Осиповых – посуду и кухонную утварь. Вышивки, изделия из ткани «Из бабушкиного сундучка» - поделились семья Ани и Вани.

Проведение таких совместных мероприятий с родителями и детьми и дают свои плоды: родители становятся нашими единомышленниками, прислушиваются к советам и рекомендациям педагогов, обращаются за помощью, активны во всех наших начинаниях, а дет более раскрываются перед нами.

Мы по праву гордимся теми взаимоотношениями, которые сложились у нас в коллективе. 

Список литературы:

1.      Бережнова О.В. Нравственное развитие дошкольников в традициях русской культуры // Образование и общество. - 2001. - № 3.

2.      Гордеева В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников, Детский сад от А до Я (научно-методический журнал для педагогов и родителей)/ В. Гордеева. – М., 2003. - № 3. – С. 30.

3.      Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М, 1986.

4.      Кошелевой А.С. Эмоциональное развитие дошкольника / Под. ред. А.С. Кошелевой. - М., 1987.

 

 

Дата последнего обновления страницы 04.10.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»